Порядок обжалования нормативных правовых актов

Обжаловать нормативно-правовые акты и иные решения Министерства территориального развития можно в вышестоящую инстанцию (губернатору Пермского края, председателю Правительства края) либо в судебном порядке.

Обращение (жалоба) в вышестоящую инстанцию в письменной форме должна содержать:

  • ФИО заявителя, адрес / наименование органа или организации, которым подается жалоба, его местонахождение;
  • наименование органа, должности, фамилию, имя и отчество специалиста (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;
  • суть обжалуемого действия (бездействия).

Дополнительно могут быть указаны:

  • причины несогласия с обжалуемым действием (бездействием);
  • обстоятельства, на основании которых автор обращения считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность;
  • иные сведения, которые автор обращения считает необходимым сообщить.

К жалобе могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные в жалобе доводы.

Жалоба подписывается заявителем / уполномоченным сотрудником органа или организации, которым подается жалоба.

Жалоба не рассматривается в следующих случаях:

  • отсутствие сведений о лице, обратившемся с жалобой (фамилии, имени, отчестве физического лица / наименовании организации);
  • отсутствие сведений о месте жительства или пребывания заявителя, включая почтовый индекс;
  • отсутствие сведений об обжалуемом решении, действии, бездействии (в чем выразилось, кем принято);
  • отсутствие подписи заявителя;
  • наличие в обращении (жалобе) нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • невозможность прочесть текст письменного обращения (жалобы);
  • невозможность дать ответ по существу поставленного в обращении (жалобе) вопроса без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (за исключением случаев, когда заявитель представил документы, подтверждающие его права допуска).

Обращение (жалоба) в письменной форме может быть доставлено следующим образом:

  • посредством почтовой связи;
  • посредством курьерской доставки;
  • посредством факсимильной связи.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает судебный порядок обжалования нормативных правовых актов (НПА) органов государственной власти.

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. (см. также ст. 251 ГПК «Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов»).

Заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Исковое заявление подается в суд в письменной форме.

В заявлении об оспаривании нормативного правового акта или его части указываются:

  • наименование суда, в который подается заявление;
  • наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место - нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
  • наименование органа государственной власти, являющегося ответчиком, его место нахождения; 
  • в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
  • обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  • перечень прилагаемых к заявлению документов. 

Заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт; копия самого заявления; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя.

Федеральный закон № 8-ФЗ от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусматривает защиту права на доступ к информации о деятельности органов государственной власти.

В частности, статья 23 Закона допускает, что решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Если в результате неправомерного отказа в доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, либо несвоевременного ее предоставления, либо предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации пользователю информацией были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов осуществляют руководители государственных органов.

Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, виновные в нарушении права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, несут дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.