Повышение квалификации, профессиональная переподготовка

Успешное решение задач, поставленных перед органами местного самоуправления, во многом определяется профессионализмом кадрового состава администраций муниципальных образований.

В 2011 году Правительством Пермского края была начата работа по развитию системы повышения квалификации муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края.

На основании статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» за субъектом РФ закреплено участие в обеспечении дополнительного профессионального образования лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.

В Федеральных законах № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и № 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено повышение квалификации служащих по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Также обеспечение получения дополнительного профессионального образования лицами, замещающими выборные муниципальные должности, муниципальными служащими и работниками муниципальных учреждений предусмотрено Программой социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 гг.

После проведения в 2011 году мониторинга и анализа состояния образовательного уровня муниципальных служащих была разработана концепция программы, а позднее и сама долгосрочная целевая программа «Повышение квалификации, профессиональная переподготовка муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края по 2012-2014 годы».

С 1 января 2014 года действие долгосрочной целевой программы было прекращено. Взамен принято мероприятие «Развитие системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений» в составе государственной программы «Региональная политика и развитие территорий».

Реализация мероприятия построена на следующих принципах:

1. Практическая направленность курсов

К учебному процессу в качестве преподавателей активно привлекаются руководители и специалисты органов исполнительной власти Пермского края, представители Администрации губернатора Пермского края, аппарата Законодательного Собрания Пермского края, Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае, представители секретариата Совета муниципальных образований Пермского края, представители органов местного самоуправления Пермского края, Росреестра Пермского края, Прокуратуры Пермского края, Прокуратуры города Перми, а так же руководители Ассоциации медиаторов Пермского края, и др. Привлечение специалистов-практиков позволило на время проведения курсов создать площадку по обмену опытом и передаче последних изменений и требований, касающихся местного самоуправления, придать обучению практическую направленность и дискуссионность.

2. Межведомственное взаимодействие

Достижениями реализации долгосрочной целевой программы, а теперь мероприятия, можно считать созданную систему взаимодействия органов власти Пермского края с учебными заведениями и органами местного самоуправления Пермского края по вопросам повышения квалификации муниципальных кадров.

Кроме того, курсы повышения квалификации служат площадкой налаживания межмуниципального взаимодействия и обмена опытом. Часто в процессе дискуссии, которые допускаются в процессе реализации лекционной части курса, главы и специалисты администраций поселений, районов, городских округов узнают о наиболее прогрессивных методах решения многих проблем местного самоуправления, обмениваются контактной информацией и в последствии поддерживают деловые связи. Кроме того, на курсах слушатели знакомятся с представителями исполнительных органов власти края, контролирующих ведомств, преподавателями учебных заведений и также имеют возможность получения консультаций как на занятиях, так и после окончания курса.

3. Гибкость и открытость при отборе тем обучения и организации обучения

Процедура отбора тем обучения является одним из трудоемких процессов реализации мероприятия. Работа построена следующим образом: в рамках подготовки к организации курсов повышения квалификации на очередной год производится запрос предложений муниципальных образований края по наиболее актуальным темам обучения, также подобные запросы направляются в исполнительные органы власти и контролирующие ведомства. По итогам анализа предложений составляется рейтинг наиболее актуальных тем обучения. Также при составлении рейтинга учитываются изменения нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы местного самоуправления, поручений Правительства Российской Федерации и Пермского края.

Организация обучения

 В рамках подготовки того или иного курса повышения квалификации с учебным заведением обсуждается организация учебного процесса. Разрабатывается наиболее гибкий график обучения с минимально возможным отрывом от рабочих мест лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений. Часть курсов реализуется посредством дистанционной формы обучения.    

В зависимости от тематики используются различные формы обучения. Либо краткосрочные курсы повышения квалификации от 18 до 72 акад.часов, курсы повышения квалификации средней продолжительности от 72 до 120 акад.часов. Также оправдала себя такая форма как однодневные проблемные семинары по актуальным вопросам местного самоуправления. Семинары проводятся, как правило, кустовые (в городах и селах Пермского края, с целью создания наиболее удобных условий для обучения представителям администраций муниципальных образований края). К примеру, в 2014 году совместно с Нотариальной палатой были проведены подобные семинары в 5 городах и селах края. Тема семинара была предложена в результате анализа изменений нормативно-правовой базы, а именно в связи со значительными изменениями гражданского законодательства в части реализации органами местного самоуправления полномочий при осуществлении нотариальных действий.

Также в 2014 году необходимо отметить положительный пример проведения 2-дневных курсов (18 акад. часов ). По поручению Председателя Правительства Российской Федерации в преддверии оценки готовности к отопительному сезону Министерством территориального развития края были организованы краткосрочные курсы повышения квалификации по подготовке квалифицированных специалистов в муниципальных образованиях для проведения оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду, а также персонала по эксплуатации оборудования.

4. Доступность получения дополнительного профессионального образования

       Напомним, что в реализации мероприятия могут участвовать следующие категории слушателей:

  • муниципальные служащие;

  • лица, замещающие выборные муниципальные должности;

  • работники муниципальных учреждений (с 2014 года).
При реализации мероприятия соблюдаются интересы каждого муниципального образования Пермского края. Специалист любой администрации поселения, муниципального района, городского округа края могут повысить квалификацию, также могут предложить тему для обучения, то есть активно участвуют в реализации мероприятия. Также большую роль в оценке качества оказания образовательных услуг играют отзывы слушателей о проводимых курсах повышения квалификации.  

5. Финансирование обучения за счет средств краевого бюджета

Обучение лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений осуществляется за счет бюджета Пермского края. В расходы местных бюджетов входит оплата проезда к месту обучения, проживания и командировочные расходы лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.

Положительный опыт реализации мероприятия

Необходимо отметить следующие положительные аспекты реализации мероприятия:

  1. Практическая ориентация курсов повышения квалификации.

  2. Возможность обучения по индивидуальным образовательным программам (программы разрабатываются в рамках контрактов по заказу МТР ПК).

  3. Высокий средний балл оценки качества проведения курсов повышения квалификации (на менее 4,5 из 5 возможных баллов.

  4. Сочетание аудиторной и дистанционной формы обучения в одном курсе.

В качестве положительного опыта нужно отметить сочетание очной и дистанционной формы обучения. При таком сочетании в течение одного курса слушатели имели возможность, вернувшись на свои рабочие места после аудиторной части курса, и имея доступ к методическим материалам и практическим заданиям, в режиме on-line обсуждать с преподавателем возникающие вопросы и предложения для дальнейшей реализации полученных знаний и навыков в профессиональной деятельности.

6. Практика проведения круглых столов с экспертами

Также ценен опыт проведения круглых столов в рамках практической части курсов повышения квалификации, реализованных в 2013, 2014, 2015 и начале 2016 годах. Проведение круглых столов планировалось на заключительную часть курсов. Вопросы на круглый стол учебные заведения собирали у слушателей в течение всего курса, и, пригласив экспертов по тематике вопросов, организовывали площадку для совместного обсуждения и выработки оптимальных решений по вопросам местного самоуправления.

7. Общение слушателей курсов с представителями исполнительной власти, прокуратуры, контролирующих организаций.

8. Профессиональная переподготовка муниципальных служащих с гибким графиком обучения

В июне 2014 года закончила обучение первая группа муниципальных служащих по программе профессиональной переподготовки «Муниципальное управление» (510 акад. часов). Опыт реализации программы подтвердил актуальность и востребованность профессиональной переподготовки муниципальных служащих, несмотря на длительность и высокую стоимость обучения. Анализ кадровой ситуации муниципальных образований показывает недостаточность квалифицированных кадров, зачастую работники администраций не имеют профильное образование, при этом являются инициативными и перспективными специалистами. Именно в таких случаях профессиональная переподготовка является единственным инструментом для развития и специализации кадрового состава администраций районов, городских округов и поселений Пермского края. Зачастую местный бюджет (особенно поселений края) не имеет возможность предусмотреть финансирование профессиональной переподготовки служащих. В данном случае профессиональная переподготовка в рамках мероприятия является эффективным инструментом решения кадровых вопросов в местных администрациях.

Курс профессиональной переподготовки набирался и в 2015 году.